Русских "Тигров" делают в Китае

Лицензионное производство отечественной машины в КНР под брендом "Стражник" может создать ненужную конкуренцию российской бронетехнике на рынке экспорта вооружения

На прошедшей в Пекине в начале июля военной выставке китайцы впервые продемонстрировали локализованную лицензионную сборку бронеавтомобиля "Тигр" под названием "Караул". Почти все компоненты производятся на китайских заводах, кроме колесной базы. Демонстрация машины на выставке в престижном оформлении может говорить о готовности наших соседей продвигать машину на экспорт, создавая конкуренцию "Тигру".

"Тигр", произведенный в Китае. Фото: Wikipedia

Машина "Караул", или по-русски "Стражник", получила ряд отличий как во внешней отделке, так и в салоне. Маскировочный окрас выполнен в виде зеленых пикселей для народно-освободительной армии Китая (НОАК), а черный цвет достался моделям для народной вооруженной полиции Поднебесной. Передние фары на "Карауле" стали прямоугольными с длинной желтой полоской "поворотников", в то время как на "Тигре" они имеют классически винтажную круглую форму.

Внутри салона обстановка радикально разнится. Если русская версия имеет традиционно аскетичное исполнение, то китайцы продемонстрировали "премиальный" салон. Отделка выполнена нарочито аккуратно, а сиденья блестят белоснежным пластиком, включая потолок и внутреннюю отделку дверей. В четырехдверной версии даже присутствует монитор на стене, как в люксовой комплектации автомобилей.

Но больше всего китайцы удивили установкой стола с тумбочками из дерева и ноутбуком позади передних сидений. По оценкам зарубежных СМИ, это выглядит смешно для военного автомобиля. Возможно, внутренний дизайн играет маркетинговую роль и направлен на привлечение покупателей на выставке. Если китайским коллегам удастся выйти на такой же технический уровень машины, они смогут конкурировать с Россией на рынке экспорта вооружения по ценам, заменив "Тигр" "Караулом". Но для этого нашим соседям придется внедрить колесную базу, интегрированную с бронезащитой.

Пока же китайцам приходится закупать колесную базу в России, поскольку они не могут обеспечить соответствующий уровень защиты днища. Тем не менее машина оснащена китайской системой спутниковой связи и автоматизированной системой управления войсками.

Российско-китайское сотрудничество по проекту "Тигр" началось в 2008 г. при министре Сердюкове, когда Минобороны отвергало российское вооружение и стремилось закупать западные виды вооружения. Не обошла эта участь и легендарный "Тигр", который променяли на итальянский бронеавтомобиль Iveco (Рысь). Видимо, тогда и было решено заработать на "Тигре", оказавшемся в опале гособоронзаказа. В июле 2008 г. был подписан контракт между китайской автомобилестроительной компанией Beijing Yanjing Motor и Рособоронэкспортом на закупку 5 машин "Тигр", произведенных на Арзамасском машиностроительном заводе, и еще 5 машинокомплектов для сборки на китайском заводе.

Все 10 "Тигров" поступили в распоряжение полиции Пекина для несения службы на пекинской Олимпиаде 2008 года. В конце года был заключен еще один контракт на 10 готовых машин из России и 90 сборочных машинокомплектов. Все машины пошли в Синьцзян-Уйгурский автономный район для вооруженной полиции после массовых беспорядков в этом округе в 2009 году. С 2011 по 2014 г. по лицензионной сборке было собрано 500 бронемашин. На сегодня Китаю удалось уйти от отверточной сборки, и 90% деталей производится на собственных заводах.

По мнению экспертов, китайцы в ближайшие два-три года не будут продвигать машину на экспорт, поскольку им необходимо насытить собственную армию несколькими десятками тысяч машин, если не сотней тысяч. Также есть вероятность контрактного соглашения о продаже лицензии без права экспорта. В любом случае российским конструкторам необходимо развивать линейку более современных бронеавтомобилей, оснащенных защитой от противотанковых ракет. Современным бронемашинам необходима интеграция в машину начинки общевойсковой системы связи, а также автоматизированная система управления огнем и связь со спутником. Не стоит забывать, что "Тигр" был разработан 16 лет назад, и до 2020 г. потребуется серьезная модернизация машины.

В то же время Россия с 2011 г. поставила "Тигр" в рамках экспорта вооружения в десять стран и намерена расширять сбыт для новых заказчиков. Как сообщал представитель Рособоронэкспорта Валерий Варламов, машины успешно эксплуатируются в силовых структурах Армении, Казахстана, Таджикистана, Белоруссии, Монголии, Китая, Уругвая, Конго и Гвинеи.

Еще в 2012 г. был налажен совместный выпуск машины с Иорданией. В 2014 г. на военной выставке MILEX-2014 белорусы показали перерожденный из "Тигра" в "Лиса" в ходе лицензионной сборки свой бронеавтомобиль, состоящий на 85% из компонентов собственного производства. Машина выпускается на Минском заводе колесных тягачей. На базе "Лиса" разработан мобильный противотанковый комплекс "Шершень".

Благодаря универсальности машины спрос остается актуальным. "Тигр" хорошо себя зарекомендовал в Сирии, где прошел боевое крещение. Военная версия имеет пятый уровень защиты и выдерживает выстрел из РПГ с 20 метров. Стекла выдерживают обстрел из легкого автоматического оружия. На машину устанавливаются такие системы огня, как противотанковый ракетный комплекс "Корнет-ЭМ" с четырьмя контейнерами ракет. Изначально бронеавтомобиль имел американский двигатель Dodge Cummins ISB объемом 5,9 л, но был заменен на отечественный ЯМЗ 5347-10.

История создания "Тигра" уходит корнями на Ближний Восток в Арабские Эмираты. В конце 1990-х гг. эмиратская компания Bin Jabr Group Ltd (BJG) выделила на разработку бронеавтомобиля $60 миллионов. Исполнителем выступила структура Олега Дерипаски, дочерняя компания Горьковского автозавода (ГАЗ) - "Промышленные компьютерные технологии".

Уже в 2001 г. был представлен опытный образец, понравившийся заказчику, но контракт так и не был подписан. В результате у ГАЗа остались все разработки и готовый к серийному производству автомобиль, который пошел в серию в слегка измененном виде. После передачи двух опытных машин московскому СОБРу интерес к "Тигру" проявило и Минобороны в 2005 году. На сегодня все права по разработке и выпуску машины принадлежат ООО "Военно-промышленная компания". 

Выбор читателей